Дети

Развитие речи: что нужно помнить.

До трёх учим говорить, всё оставшееся время – молчать.

Это, конечно, шутка. В реальности развитие речи – тема серьёзная и сложная. Главное – не усложнять её сверх меры.

Каждая мама очень хочет, чтобы её ребёнок, особенно если это первенец, заговорил быстрее соседских детей-ровесников.Это понятное желание любого родителя, но дети развиваются по-разному.

Обычно после года малыш начинает произносить свои первые слоги, которые мы называем словами. Такие слова-слоги, в отличие от просто первых звуков, несут смысловую нагрузку и произносятся детьми осознанно. Например, «ба» – бабушка, «би» – машина, «баба» – бабах, что-то упало, и другие вариации.

Один слог может обозначать у ребёнка много разных событий, связанных друг с другом по смыслу. К примеру, малыш может выражать слогом «гу», преобразованным от слова «гулять», такие слова, как: «куртка», «лопатка для игры в песочнице», глагол «гулять» и т.

д. Это нормально, в будущем малыш научится словесно отличать предметы и действия, а его словарный запас будет увеличиваться. При этом у кого-то сначала будут превалировать слова-существительные, а у кого-то слова-глаголы.

Всё индивидуально.

Можно привести среднестатистические нормы развития речи у детей, но все они не покажут реальной картины и не помогут вам определить, правильно ли развивается ваш ребёнок.

Дети начинают говорить настолько по-разному, что подсчитывать количество слов, произносимых ребёнком, абсолютно бессмысленное занятие. Некоторые дети уже в одиннадцать месяцев говорят по 115 слов, а некоторые, с нормальными показателями по здоровью в два года, хорошо, если говорят слово «мама». Так, в год и три месяца диапазон словарного запаса ребёнка составляет от 4 до 232 слов!

Все мы знаем, что прежде чем заговорить, ребёнок учится понимать слова, и, конечно, словарный запас понимаемых им слов намного больше, чем произносимых, поэтому если вашему малышу исполнилось 2,5 года, а он молчит, не переживайте.

Возможно, он основательно подготовится и заговорит позже, а потом ещё и опередит своих сверстников. Конечно, ваше спокойствие должно быть обоснованным, обязательно посетите невролога, чтобы убедиться: общее психомоторное развитие у ребёнка в норме. И если это действительно так, то просто ждите, не торопя события.

Простые правила.

Как сподвигнуть кроху на диалог и стимулировать его речь? Мы знаем 5 простых способов. Возьмите их на вооружение и точно знайте — у вас всё получится!

Это значит, никаких «сю-сю», «би-би» и «ням-ням»! Даже если вам кажется, что этот кроха, который ещё даже не умеет толком сидеть, совсем ничего не понимает. Ещё как понимает. И получает первое представление о родной речи.

А потому как можно чаще разговаривайте при ребёнке и с ребёнком. Пусть ваша речь будет доступной и прямой, а ещё взрослой. Вместо «би-би» — «машина», вместо «ням-ням» — «есть, кушать» и так далее.

Тогда малыш сразу начнёт произносить полноценные слова, и его потом не придётся переучивать разговаривать на «взрослом языке». И это не миф! А все мифы о развитии речи малыша, мы собрали для вас в одной статье. Получилось интересно!

Подключите к изучению речи книги, песни и стихи.

Детская литература, музыкальные произведения, народный фольклор, стихи и прочее могут стать неплохим подспорьем для развития речи малыша.

Начинать можно с самого рождения. Когда вы одеваете кроху, купаете его или делаете массаж, обязательно дополняйте эти действия весёлыми потешками или стихами. Или хотя бы проговаривайте их: «надеваем на ножки носочки», «гладим спинку» и так далее.

Чуть позже, когда малышу исполнится год и в его словарном запасе уже будет несколько слов, можно подключить и книги. Выбирайте для малыша простые сказки, например «Курочка Ряба» или «Репка».

Слушая ваше чтение, ребёнок начнёт воспринимать структуру речи, заучит новые слова и особенности их произношения.

Когда кроха начнёт уверенно ходить, к развитию можно подключить и детские песенки. Включайте их ребёнку и танцуйте вместе с ним. Подобное развлечение не только способствует развитию вестибулярного аппарата, но и стимулирует речь малыша: из детских песен он узнает новые слова, которые со временем захочет произнести самостоятельно.

Кстати, здесь мы собрали 10 крутых упражнений для развития речи. Обязательно выпишите их себе. Пригодятся!

Разыгрывайте сценки между игрушками ребёнка.

Если любимые игрушки малыша вдруг оживут в ваших руках, да ещё и заговорят, восторгу крохи не будет предела. Начинайте с самых простейших диалогов и сценок, которые задействуют двух персонажей. Например:

— Привет, заяц! Как тебя зовут?

— Я Серый! А тебя как зовут?

— Я мама Юля, а это малышка Лида.

Постепенно увеличивайте количество персонажей и усложняйте сюжет. С помощью таких незатейливых игр малыш узнает, как строится диалог между людьми.

Займитесь артикуляционной гимнастикой.

Логопеды подтвердят, что артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения – залог правильного звукопроизношения и в дальнейшем речи.

Необязательно использовать упражнения, которые практикуют специалисты, их годовалый малыш вряд ли повторит.

А вот имитировать звуки природы ему вполне под силу. Покажите ему, как дует ветер, падают капли дождя на крышу или шумит море. От таких простых упражнений весьма ощутимый эффект, ведь ребёнок учится воспроизводить различные звуки, которые в дальнейшем перейдут в полноценные слова.

Развивайте мелкую моторику.

Казалось бы, пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику рук, не имеют ничего общего с развитием речи. Но специалисты отмечают их благотворное влияние на развитие речи.

На пальчиках находятся активные точки, при стимуляции которых улучшается работа головного мозга и, в частности, его отделов, отвечающих за речь.

Самые простые пальчиковые игры знакомы нам с детства: «Сорока-ворона», «Мальчик-с-пальчик» и другие. Со временем для пальчиковых игр можно задействовать и предметы разной фактуры, размера и цвета.

Играем в молчанку.

Говорить с собеседником, который сам пока говорить не умеет, довольно сложно и непривычно. Но младенцу с самого рождения просто необходимо слышать родительскую речь — для него это главное подспорье в распознавании и усвоении звуков, интонаций, слов. Так что режим «мама-радио» просто необходим, хотя это бывает утомительно.

Игнорируем мелкую моторику.

В мозгу речевой центр и зона, контролирующая движения пальцев, находятся рядом. Стимулируя одну из них, и мы развиваем и другую: именно поэтому логопеды говорят, что «слова находятся в руках». С малышом нужно лепить, вырезать, раскрашивать, с детьми постарше — собирать паззлы, делать оригами, нанизывать бусы.

Настаиваем на правильном произношении.

Когда ребенок только начинает произносить первые слова, поправлять его нельзя ни в коем случае. Пока пусть называет собаку «бабасей», а сестру «Ядей». Одергивания и исправления только смутят его и заставят умолкнуть.

Мучаем вопросами. «Скажи, какого цвета мячик?» — «А куда побежала киса?» — «Ну же, как зовут папу?» — такая бомбардировка сведет с ума кого угодно. Избавьте малыша от града вопросов, а вместо этого комментируйте его и свои действия и старайтесь выстроить живой, естественный разговор.

Говорим, как со взрослыми.

Конечно, правильно поставленная литературная речь — это замечательно. Но для маленького ребенка эффективнее слышать короткие, простые предложения: «Пойдем есть», «Время спать», «Дай мне тот кубик». Не мучайте его и себя сложносочиненными монологами.

Перебарщиваем с игрушками. Доказано, что избыток игрушек никак не стимулирует развитие малыша, а вовсе наоборот. Старайтесь брать не вещами, а впечатлениями: новые знакомства, прогулки, путешествия.

Злоупотребляем гаджетами. Планшеты и мультфильмы — известное зло.

Да, даже тщательно дозированные и подобранные по возрасту. Да, даже с пометкой «для развития речи». Минимум до двух лет их в обиходе быть не должно.

Не помогаем им.

Если малыш с трудом пытается выразить какую-то мысль или произнести новое слово, ему обязательно нужно помочь. Не бойтесь закончить за него фразу или несколько раз повторить «бе-то-но-ме-шал-ка». В разговорах с другими людьми вам нужно работать «переводчиком» для малыша.

Не поем вместе. Поверьте, ребенку глубоко наплевать, есть ли у вас слух и голос. Мамины песни для него подобны божественным звукам, а совместное пение — один из самых лучших и древних способов усвоить человеческую речь.

Игнорируем проблемы. Не нужно бояться логопедов, дефектологов и других специалистов по развитию речи. Конечно, все индивидуально, но если в этой сфере малыш действительно отстает, лучше вовремя обратиться к специалисту.


Источники:

http://www.calorizator.ru/article/family/26

http://www.uaua.info/grudnichok/razvitiye-baby/article-27435-razvitie-rechi-rebenka-s-chego-nachat/